В рамках социального туризма под патронажем священника Никольского собора города Черкесска иерея Александра Гурина 6 июня 2024 года члены Карачаево-Черкесской Республиканской организации Всероссийского общества слепых совершили паломническую поездку по достопримечательностям Карачаево-Черкесской республики, которые являются неотъемлемой частью истории Карачаево-Черкесии, связанной с христианством, проникшим на Северный Кавказ до Крещения Руси. Участники посетили «Романов курган» и его источники, окунулись в купель «Живоносный источник» — это часовня Казанской иконы Божьей Матери, расположенная на вершине Романова кургана рядом с посёлком Маруха. Целебные источники бьют из земли более ста лет назад и за это время успели избавить от болезней множество приходящих сюда паломников. Два родника с «живой» водой выходят из земли по обеим сторонам установленного на вершине креста. Посетили музей, находящийся в школе в станице Красногорская, где узнали историю Хаперского полка, старейшего в Кубанском казачьем войске.
История хопёрского полка
Официальные сведения о хопёрских казаках относятся к началу XVII в. 17 июля 1696 г. хопёрские казаки участвовали во взятии Азова войсками Петра I. Эта дата была впоследствии установлена в качестве старшинства полка и Кубанского казачьего войска. В 1724 г. из хопёрских казаков была сформирована конная казачья команда, преобразованная в 1767 г. в Хопёрский полк. По переписи 1775г. в полку числилось 775 казацких черкас (запорожцев), 208 персиян, 8 калмыков и 6 других инородческих групп. По выражению генерала И.С. Кравцова, который сам являлся природным хопёрцем, полк имел «малороссийскую физиономию». После водворения на берегах Кумы и Кубани в полк зачислялись государственные крестьяне и казаки из Харьковской, Полтавской и Черниговской губернии. В 1777-1779 г. полк был переведен на Кавказ и поселен близ Ставрополья, а в 1825-1827 г. переведен в верховья Кубани, где хопёрцы основали новые станицы по её течению: Невинномысскую, Белокаменную, Баталпашинскую, Барсуковскую и на р. Куме – Бекешевскую и Карантинную (Суворовскую). 19 ноября 1860 г. 6-я Хопёрская бригада Кавказского Линейного казачьего войска была включен в состав Кубанского казачьего войска. В 1866 г. по случаю ухода с кордонных линий Закавказья донских казачьих полков в Кубанском казачьем войске было сформировано, для занятий оставляемых донцами кордонов 30 сборных конных сотен. Из 6 сотен Таманского округа был сформирован №2 Сборный полк, который занял Ванкскую кордонную линию. 1 января 1871 г. при введении в действие высочайше утвержденного положения о Кубанском и Терском войсках в Кубанском войске сформировано 10 действующих полков. Для упрощения сформирования были взяты сборные померные полки, которые стали комплектоваться казаками соответствующих военных отделов. Сборный №2 полк был переименован в Хопёрский конный полк. Полк принял активное участие в подавлении восстания горцев в Дагестане в 1877 г., за что его сотни были награждены серебряными георгиевскими трубами. 12 января 1879 г. полк получил Вечного шефа и стал называться Хопёрским Ея Императорского Высочества Великой княгини Анстасии Михайловны полк Кубанского казачьего войска. В 1888 г. Хопёрский полк комплектовался за счет следующих населенных пунктов Баталпашинского отдела: ст. Темнолесская с пос. Темнолесским, Невиномысская, Беломечётская с пос. Беломечетским, Воровсколесская, Суворовская, Бекешевская, Баталпашинская, Усть-Джегутинская, Красногорская, Кардоникская, Зеленчукская, Сторожевая, Преградная, Передовая, Исправная, Удобная, Надежная, Подгорная, Спокойная, Отрадная. Посетили церковь Петра и Павла в станице Зеленчукская. Показательна история Петропавловской церкви в станице Зеленчукской, которую рассказал ее нынешний почетный настоятель протоиерей Петр Козырь. Построенная еще в 1863 г., церковь пережила горнило революции и гражданской войны. В 1933 г. ее настоятель, священник Иоанн Семенов был репрессирован и на десять лет был отправлен в Карагандинские лагеря в Казахстан. В заключении отец Иоанн дал обет Богу, что если останется жив, обязательно построит новый храм. В начале войны с церкви сняли колокола, причем ее главный колокол полторы недели не могли разбить на куски. Позже снесли и саму церковь. Из имущества уцелела лишь икона Святой Троицы. Прихожане продолжали молиться в доме Павла Овсова. В 1944 г. общину зарегистрировали, а вернувшийся из лагерей отец Иоанн с энтузиазмом принялся за восстановление разрушенного храма. В 1945 г. общине удалось получить участок под строительство. Строили всем миром, по Божией Милости Церковь была построена. О. Иоанн отошёл ко Господу в 1969 г. 24 октября 2004 года около 13-00 часов дня произошел пожар в старой церкви, почти все было уничтожено огнем. Ныне построен новый Петро-Павловский Храм и освящен Преосвященным Феофаном, Епископом Ставропольским и Владикавказским 12 июля 2007 года. В настоящее время при храме существует активная церковная община. Регулярно проводятся богослужения. Действует воскресная школа. Святыни Храма: Чудотворные иконы Божией Матери: Иверская и Скоропослушница, которые начали источать слезы на ночном Всенощном бдении в праздник Вознесения Христова в 1995 г. Привал был сделан возле храма Пророка Божия Ильи, находящийся в Нижнем Архызе. Храм Пророка Божия Илии — один из трех древних сохранившихся храмов на территории Карачаево-Черкесии, в долине реки Большой Зеленчук, в месте, именуемом Нижний Архыз, рядом с академическим поселком Буково. Храмы располагаются недалеко друг от друга на территории древнего городища — некогда цветущего города, административного и религиозного центра Западной Алании. История не сохранила названия города. Известно, что через городище проходил знаменитый «шелковый путь», здесь находилась кафедра аланского епископа (Северный храм). Сохранившиеся храмы были возведены приблизительно в X веке, два из них — Северный (Георгиевский) и Средний (Троицкий), — являются прекрасными образцами храмовой византийской архитектуры того времени. Южный храм (Пророка Илии) — наиболее архаичный, отличающийся также и меньшими размерами, возможно, самый древний из трех храмов. Есть предположение, что он основан в VI век , т.е. за 400 лет до крещения Руси. Почти 100 гектаров занимает Аланское городище в Архызе. В этом музее-заповеднике древние христианские храмы, языческие памятники, остатки древней обсерватории, руины жилищ и еще много всего интересного. Археологический памятник относят к 10-12 векам. Предположительно, именно здесь располагался древний город Магас, или Маас — исчезнувший город, упоминавшийся в византийских летописях. Он был столицей Аланского государства. Через него проходил Великий Шелковый путь, который использовали торговцы и миссионеры, стремившиеся нести христианство в разные страны. Сейчас Аланское городище в Архызе — музей под открытым небом со статусом памятника федерального значения. Недалеко от Нижне-Архызского городища находится настоящее Чудо Природы – удивительные и загадочные каменные шары! Скала, из которой выступают эти шары разного диаметра, называется в шутку Яйценосной. А сами шары называют Яйцами динозавра или Драконьи яйца. Самый большой экземпляр имеет диаметр 1,6 метра. Как же образовались эти шары? Версий много, но все они спорные. Учёные называют эти шары конкрециями – шаровидный минеральный агрегат. По всем шарам видно, что они имеют слоистую структуру. Это говорит о постепенном наращивании своих объёмов. В центре шаров нет никаких окаменелостей наподобие аммонитов, значит версия обрастания илом древних ракушек отпадает. Вечером снова устроили перекус и возвратились домой! Выражаем благодарность священнику Никольского собора города Черкесска иерею Александру Гурину, сотрудникам библиотеки Всероссийского общества слепых, председателю Карачаево-Черкесской организации Всероссийского общества слепых за предоставленную возможность посетить святые места КЧР. Позвольте поблагодарить Вас за внимание и заботу проявленные к людям с ограниченными возможности. Несомненно, экскурсия оставила в сердцах неизгладимы след и произвела глубочайшее впечатление.