Об услугах социально-психологического реабилитационного комплекса
Общественной КЧР ВОС
В 2008 году по инициативе руководства Общественной КЧР ВОС на базе спортивно-оздоровительного комплекса был создан социально-психологический комплекс (далее Комплекс) по оказанию социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В 2012 году по просьбе членов ВОС Комплекс расширил свои возможности и открыл специализированную реабилитационную комнату для слепых и слабовидящих детей с целью развития у них жизненно важных и необходимых навыков, таких как самостоятельность и независимость, речевые и коммуникативные навыки, уверенность в своих силах.
Время показало оправданность предпринятых действий и целесообразность создания данного комплекса. Только за проведший 2019 год в нём прошли социально-психологическую реабилитацию 394 человека, из них 185 детей с инвалидностью, 209 взрослых инвалидов по зрению.
В сегодняшних нелёгких жизненных условиях в период ограничений из-за угрозы распространения коронавируса, как никогда, важна и востребована психологическая помощь и поддержка граждан. Нынешняя пандемия зачастую провоцирует у людей повышение тревожности, дистресса и прочих реактивных состояний. Ситуация с COVID-19, а также карантин, конечно, сказываются на эмоциональном состоянии людей. Они по-разному переживают эти обстоятельства и реагируют на них. Кто-то игнорирует, кто-то сильно взволнован, боится, а кто-то испытывает обиду — ищет тех, кто виноват в происходящем. И вот здесь необходима помощь профессионального психолога.
Сегодня мы хотим раскрыть возможности социально-психологического комплекса для людей с инвалидностью по зрению, рассказать о направлениях оказываемых реабилитационных услуг, поделиться передовыми технологиями оказания психологической помощи и поддержки заинтересованным и нуждающимся в ней людям.
Социально-психологическая реабилитация – это одно из направлений работы, которая обеспечивает процессы адаптации человека с инвалидностью к окружающему предметному миру, к системе межличностных отношений и адаптации к самому себе в новом качестве.
Услуги по социально-психологической реабилитации – это комплекс мер, направленных: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих людям с инвалидностью успешно выполнять различные социальные роли: семейные, профессиональные, общественные и другие. Иметь возможность быть реально включенными в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции человека с инвалидностью в общество.
Комплекс предоставляет следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
– психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
– психологическая диагностика;
– психологическая коррекция;
– психотерапевтическая помощь;
– социально-психологический тренинг;
– психологическая профилактика.
Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и человеком с инвалидностью, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.
В первую очередь психолог помогает сбросить напряжение, возникшее от непонимания, стрессов, деловых и внутрисемейных отношений. Он также поможет справиться с семейными конфликтами, межличностным напряжением и различного рода психотравмами. Квалифицированный специалист научит ставить реальные цели, благополучно достигать их и реализовывать себя, а также применять методы саморегуляции.
Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей человека с инвалидностью, определяющих его поведение и взаимоотношения с окружающими, возможности его социальной адаптации. Психологическая диагностика людей с инвалидностью включает в себя оценку:
– состояния социального интеллекта и социально-психологической компетентности;
– состояния эмоций и чувств, в том числе способность их регулирования;
– особенностей личностных качеств (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний);
– прогноза проблем обучения, социализации;
– интеллектуальных и личностных способностей для профессионального самоопределения.
Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении человека с инвалидностью с целью:
– восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение человека с инвалидностью в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
– профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии человека с инвалидностью, социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией человека с инвалидностью. Форма проведения – различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.
Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности человека с инвалидностью, деформированной болезнью, ранением или травмой, и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия в Комплексе применяют музыкальную терапию, ароматерапию, арт терапию, песочную терапию, куклотерапию, психодраму, транс-медитативные сеансы, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности человека с инвалидностью в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.
Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.
Психологическая профилактика заключается в содействии:
– приобретения психологических знаний, повышения социально-психологической компетентности;
– формирования потребности использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;
– создания условий для полноценного психического функционирования личности человека с инвалидностью (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые человек с инвалидностью включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.
Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в социуме.
Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у человека с инвалидностью последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренировку отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренировки определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию человека с инвалидностью.
В зависимости от целей выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие.
Социально-психологический реабилитационный комплекс Общественной КЧР ВОС обеспечивает весь комплекс вышеперечисленных реабилитационных процессов.
За 2019 год было проведено 110 коррекционных занятий по развитию коммуникативной и познавательной сфер; созданию условий для естественного психологического развития ребенка; корректировке аутистических черт; нормализации психологического и эмоционального состояния. Проведено 47 психотерапевтических мероприятий, 9 социально-психологических тренингов.
Желающие получить консультацию или пройти комплекс оказываемых в Общественной КЧР ВОС социально-психологических реабилитационных услуг могут обратиться по телефону:
+7-928-388-29-06
ежедневно с понедельника по пятницу с 15:00 до 18:00 часов.
психолог Елена Вихлянцева
Для информации:
Вихлянцева Елена Владимировна, работает психологом в Общественной КЧР ВОС с 2008 года, член ВОС, образование высшее профессиональное. Окончила Северо-Кавказский государственный технический университет, преподаватель психологии. Институт практической психологии «Иматон» г. Санкт-Петербург, присуждена квалификация – детский практический психолог. Три удостоверения о повышении квалификации оказания услуг по психологической коррекции, 12 сертификатов по оказанию психологической помощи.
Информационная служба
Общественной КЧР ВОС
Песня «Ах, судьба моя, судьба» стихи Вячеслава Чурсова, музыка Александра Костюка в исполнении хорового коллектива «Гармония» Общественной КЧР ВОС, художественный руководитель Алексей Иванченко.