Как организовать досуг с детьми в период самоизоляции
И взрослые, и дети, сейчас мы все, переживаем не простое время, когда все сидим дома, когда необходимо соблюдать меры предосторожности, режим самоизоляции, а также воздержаться от прогулок. Особенно тяжело детям, которые привыкли ходить в детский сад, где играют, занимаются, общаются со сверстниками в группе, на улице, во дворе. Как же быть с внуками, если их родители вынуждены работать в медицинских учреждениях? У меня трое внуков, двое предшкольного и одна дошкольного возраста. Из-за сложившейся ситуации более тщательно соблюдаем культурно-гигиенические мероприятия: мыть руки чаще, пользоваться индивидуальными мочалками, личными полотенцами, используя антибактериальное мыло и раствор для обработки рук после окончания водных процедур. В спальне у каждого своя подушка, одеяло, личные постельные принадлежности, детская кроватка для внучки и спальные места для мальчиков. Как же быть с детьми дошкольного возраста, чем их занять в течение дня, недели, месяца? Вспомнила, как в прошлом году провела свой ежегодный отпуск с внуками, снова составила план работы на день, неделю, месяц, воспользовавшись опытом своей работы в дошкольном учреждении с детьми. Расскажу кратко о том, как проходит воспитание и обучение, подготовка внуков к обучению в школе в домашних условиях, что необходимо предусмотреть в семейном воспитании. Заранее предупрежу: я не рекомендую повторять, копировать те занятия, которые приняты в группе детского сада, а постараюсь дать рекомендации с учетом условий жизни семьи и семейного воспитания, особенностей самого ребенка, а также того факта, что родители, бабушки и дедушки не являются специалистами дошкольного воспитания. Если мои рекомендации и опыт работы с внуками помогут в воспитании Ваших детей и внуков, буду очень рада. В первую очередь необходимо создать условия для игровой, учебной и трудовой зон деятельности. Мы вместе с дочерью и внуками провели в квартире генеральную уборку для соблюдения гигиенических требований к помещению. Внуки выполняли посильную работу: вымыли с мылом детали конструкторов, кукол, разные игрушки, протерли пыль с широких листьев комнатных растений, обрызгали их водой и полили все растения. Затем определили игровую, учебную и трудовые зоны, расставили все соответственно по местам,
В учебной зоне разместили магнитную доску с магнитными цифрами и алфавитом для развития речи, наборы с раздаточным материалом по математике, картинками для ознакомления с окружающим миром, живой и неживой природой, а также материалы для изобразительной деятельности (лепке, рисованию, аппликации), чтобы внукам было удобно и приятно заниматься.
В игровой зоне расставила игрушки таким образом, чтобы дети могли взять нужную игрушку самостоятельно и играть с ней. Стараюсь организовывать игры как индивидуальные, так и совместные. Кроме того слежу, чтобы соблюдали правила и нормы поведения в совместной игре. В ходе игры совершенствую речевые общения детей, продолжая приучать широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни. Провожу с внуками разнообразные сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические игры, а также разные опыты с водой, льдом. Знакомлю с такими природными явлениями, как дождь, снег, град, молния, гроза и т.п.
После завтрака в учебной зоне провожу занятия по плану (вместе с внуками с вечера заготавливаем необходимый материал), стараюсь умственные, малоподвижные занятия соединять с подвижными играми, физическими упражнениями. В этом учебном году с сентября планируем отдать в первый класс старших внуков. Полным ходом идет их подготовка к поступлению в школу. Формируем интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе, навыки учебной деятельности, развиваем познавательные интересы, воспитываем устойчивое внимание, наблюдательность. Работаем над развитием способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работ. Прививаем усидчивость, организованность, уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, особенно к сестрёнке. Воспитываем умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, заботиться друг о друге.
На занятиях по развитию речи слежу за умением строить предложения разных видов: – составление рассказа по картине, по серии картинок; – составление рассказа по эпизоду из собственного опыта; – пересказ небольших сказок и сочинение собственных; – нахождение слов с определенным звуком; – определение места звука в слове.По подготовке к обучению грамоте слежу за составлением предложения из 3-4-х слов, разделением простых предложений на слова, слов на слоги (части). По художественной литературе учу их самостоятельно выразительно и последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
На занятиях по математике работаю над тем, что дети предшкольного возраста должны знать: – состав чисел первого десятка (из отдельных единиц); – как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
– цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
– знаки +, –, = ;
– монеты достоинством: 1, 2, 5, 10 рублей;
– деньги бумажные: 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000 рублей;
– название текущего месяца, последовательность дней недели.
Должны уметь:
– называть числа в прямом и обратном порядке;
– соотносить цифру и число предметов;
– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаниями действий;
– измерять длину предметов с помощью условной меры;
– составлять из нескольких треугольников, квадратов фигуры большего размера;
– делить круг, квадрат на две и четыре равные части;
– ориентироваться на листе клеточной бумаги.
По изобразительной деятельности научить внуков самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, лепке, используя изобразительные средства:
В рисовании:
– развивать умение свободно владеть карандашом и кистью, при разных приемах рисования;
– передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных изобразительных материалов;
– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
– смешивать краски (гуашь, акварель) для получения новых оттенков;
– располагать персонажи и предметы на всем листе, на широкой полосе (ближе, дальше).
В лепке:
– лепить небольшие скульптурные группы из двух-трёх фигур, передавая пропорции, динамику;
– выполнять лепку из пластилина разными способами (рельефом);
– расписывать лепку гуашью.
В аппликации:
– использовать цветную бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; – композиционно правильно располагать изображения; – составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, включать в изображение птиц и животных по типу народного декоративно-прикладного искусства.
В апреле у нас два именинника и мы дома устроили для них всей семьей праздник. Развесили в зале воздушные шары, стол накрыли белой праздничной скатертью, расставили индивидуальные тарелки, разложили столовые приборы, фрукты, овощи, соки, сладости и совместно испеченный пирог. Внуки принимали активное участие при приготовлении праздничного именинного пирога: расставляли мытые фрукты и овощи на столе, раскладывали и расставляли сладости. Они получили чувство удовлетворения от совместной работы. Был создан эмоциональный комфорт.
Если проводить с внуками и детьми систематически разнообразную деятельность: игровую, трудовую, учебную, художественную – это даст возможность осуществить их усиленную подготовку к обучению в школе. Уважаемые родители, бабушки, дедушки, влияние семьи на развитие ребенка начинается со дня появления его на свет. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии ребенка, члены семьи должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Обращаюсь к тем родителям, бабушкам, дедушкам, чьи дети и внуки в этом году пойдут в школу, станут учениками: нам необходимо обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению. Эта готовность должна быть как интеллектуальной, так и личностной. Исключительно важна личностная готовность: положительное отношение к школе, желание учиться, приобретать знания, трудиться. Формировать сейчас у ребенка уважение к учителю, бережное отношение к вещам (личным, общественным). Как можно лучше подготовить своих детей, внуков к новому этапу их жизни.
Выражаю надежду, что коронавирус в той или иной форме будет преодолен в ближайшее время. А мы, жители республики, находясь сегодня на самоизоляции, проведём это время с пользой, плодотворно и ответственно в кругу семьи, занимаясь воспитанием детей и внуков. Это наш долг перед обществом, перед страной.
Берегите себя и своих близких. Желаю всем удачи, здоровья. Всё будет хорошо!
Председатель Черкесской местной
организации ВОС Лида Кишмахова
замечательный практический опыт.день пролетает не заметно.ни интернет ни репетиторы и няни этих знаний не дадут да.же за пять лет и за все заплатим огромные деньги.сидимдома используйте эту возможность максимально.здоровья терпения фантазии и желания.за два три месяца можно подготовить ребенка к школе а не за пять лет как мы сейчас делаем лишая ребенка детства надеясь на тетю или дядю сами просиживая в телефоне компе телевизоре многими часами .все вмести
Какие замечательные рекомендации! Спасибо! Вы просто умница, всем бы детям такую бабушку и тогда, будущее детей будет светлым! Дай вам Бог здоровья !